Будет ли поставлен на производство задуманный конструкторами автомобиль, будет ли серийный автомобиль и в дальнейшем выпускаться, и появятся ли в нем изменения – на подобные вопросы отвечает не только руководство АВТОВАЗа, не только совет директоров, но и испытатели. Через их руки проходят все вазовские модели и модификации. Замечания, появляющиеся после испытания автомобилей, ценятся конструкторами на вес золота. Так было всегда, так происходит и сейчас. О том, как же это происходит, рассказывает начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей (УДИДА) Анатолий Акоев.
– В чем заключается суть деятельности управления дорожных испытаний и доводки автомобилей?
– Сущность деятельности управления можно понять из его названия. Это испытания и доводка экспериментальных автомобилей, то есть вновь создаваемых научно-техническим центром. Цель этих испытаний – выявление проблемных моментов в конструкции, технологии, материалах и т.д., проведение работ по устранению найденных недостатков. Затем проводятся испытания для оценки эффективности сделанных изменений. Проведя испытания, управление предлагает решения обнаруженных проблем или же передает свои замечания по принадлежности узловикам-доводчикам. И далее повторными испытаниями опять перепроверяет изменения, которые проведены в конструкции автомобиля. Эта работа проводится с учетом требований технического задания, а также законодательных требований к автомобилю.
Второе направление деятельности УДИДА заключается в работе с серийными автомобилями. Цель – текущая оценка их качества, оценка соответствия их действующим нормам, отечественным, и зарубежным, а также оценка эффективности ранее осуществленных изменений. Также при работе с серийными моделями проводятся испытания опытных узлов и комплектующих изделий, устанавливающихся на автомобили.
Кроме этого УДИДА ведет исследовательскую работу с зарубежными аналогами вазовских машин. По нашим рекомендациям закупаются аналоги вновь создаваемых моделей. Эти сравнительные исследования организовываются с целью анализа конструктивных особенностей продукции ведущих мировых фирм, технологических особенностей, применяемых материалов и т.д. Проводятся сравнительные испытания. На примере зарубежных машин оценивается конкурентоспособность автомобилей марки ВАЗ.
Еще одно значительное направление работы УДИДА – проведение приемочных и сертификационных испытаний, которыми заканчивается весь процесс создания автомобилей.
Также УДИДА занимается испытанием шин для серийных моделей и модификаций и для вновь создаваемых моделей. Шины, поставляемые для серийных автомобилей, подвергаются проверке с целью контроля поступающих на завод товарных партий. Кроме того, испытывается продукция предприятий, которые желают стать поставщиками АВТОВАЗа.
– Как Вы оцениваете важность для АВТОВАЗа деятельности управления дорожных испытаний и доводки автомобилей?
– Является аксиомой то, что завод не может выжить без замены моделей, без постановки на производство новых моделей. Это всем понятно и всеми признается. Еще аксиома – новые модели автомобилей требуемого уровня конкурентоспособности невозможно создать без проведения дорожных испытаний, то есть без тех работ, которыми занимается УДИДА. Отсюда и вытекает важность этой деятельности для нашего завода.
– Расскажите, пожалуйста, о проведенных работах по автомобилям семейства "Калина".
– По "Калине", точнее, по базовому варианту ВАЗ-1118, проведен почти весь необходимый объем испытаний разных видов. Автомобиль в целом уже на выходе, практически готов для постановки на производство. Осталось проработать только некоторые небольшие моменты выдать последние рекомендации, провести приемочные и сертификационные испытания.
– Какие испытательно-доводочные работы ведутся сегодня, а какие предстоит осуществить?
– Как уже говорилось, продолжаются работы по моделям семейства "Калина". Также продолжаются работы по автомобилям действующего производства. В этом плане мы проводим инспекционные испытания серийных автомобилей в объеме гарантийного пробега (35 тысяч километров), ресурсные испытания (в объеме 120 тысяч километров). Кроме этого, отрабатываются доработанные и новые узлы и комплектующие изделия для серийных моделей: тормозные узлы, измененные системы управления двигателем, измененные коробки передач, а также испытываются резиновые, пластмассовые изделия и т.д. Также проводятся работы, связанные с отработкой конструкции автомобиля ВАЗ-2170 (глубокая модернизация "десятки") и другие работы.
Впереди еще более далекие и интересные работы по испытанию автомобилей нового поколения, в частности, машин меньшего, чем "Калина, класса.
УДИДА осуществляет испытательные и доводочные работы не только с вазовскими автомобилями, но и по заказу других предприятий автопрома – для горьковского, ульяновского, ижевского заводов, для западных фирм.
– Какие испытательные и доводочные работы проводятся в лабораториях, какие на полигоне, какие – на дорогах общего пользования?
- Испытания, как известно, подразделяются, на два вида. Во-первых, это стендовые испытания, где в стационарных условиях на специальном испытательном оборудовании испытываются узлы, детали, комплектующие изделия, проводятся различные измерения. Могут испытываться и автомобили в целом, например, на стенде "имитатор дорожных условий", в аэродинамической камере, комплексе электромагнитной совместимости и т.д.
Во-вторых, существуют дорожные испытания, которые, в свою очередь, подразделяются на лабораторно-дорожные и пробеговые.
Лабораторно-дорожные испытания проводятся с целью измерений различных параметров, например, топливно-скоростных свойств, тормозной эффективности, управляемости, устойчивости, плавности хода, акустики и т.д. Эти испытания проводятся в основном на специальных дорогах автополигона АВТОВАЗа и центрального полигона, расположенного в районе Москвы. Оценка автомобилей, например, по эффективности систем вентиляции и отопления, может проводиться в других условиях, в том числе экстремальных в плане климата (район полюса холода – в городе Оймякон в Якутии или пустыни в Средней Азии) или на горных дорогах. Горные и южные сейчас проводить стало сложно: и Средняя Азия теперь "заграница", а на Кавказе известные проблемы. Но несмотря на все политические проблемы, испытания, как процесс непрерывный, должны вестись постоянно. Этим летом продолжатся дорожные испытания систем охлаждения двигателя, системы вентиляции салона автомобилей семейства "Калина". Интенсивным температурным воздействиям будут подвергаться узлы подкапотного пространства.
При пробеговых испытаниях происходит "накрутка" километража в больших объемах (более 100 тысяч километров) на разных дорогах (загородные дороги общего пользования, скоростная дорога полигона, городские условия, булыжные, грунтовые, горные дороги и т.д.). Эти испытания проводятся с целью оценки надежности и долговечности узлов и автомобилей в целом.
Отдельно можно сказать об экспертных испытаниях, крайне важных в процессе разработки новых моделей.
Эти испытания проводятся субъективно, без применения измерительной аппаратуры и основаны на использовании большого опыта высококвалифицированных испытателей-экспертов, оценивающих отдельные свойства и автомобиль в целом с позиции будущего потребителя. Часто именно субъективная оценка экспертов, а не оценка с инструментальными измерениями является окончательной и решающей, поскольку она учитывает все нюансы, влияющие на ощущения потребителя. Это можно считать "высшим пилотажем" в испытаниях автомобилей.
– Какие перспективы у УДИДА по совершенствованию испытательных и доводочных технологий?
– Совершенствование испытательных технологий связано со многими факторами. Один из них – закупка современной испытательной аппаратуры. Законодательные требования по безопасности, по экологии постоянно усложняются, ужесточаются, и мы должны им соответствовать. Кроме этого, залог нашего развития заключается в опытных кадрах. Но со специалистами пока проблема. В управлении на данный момент практически нет текучести кадров, люди хорошо выполняют свою работу, но притока новых кадров нет.
И, конечно же, перспективы развития испытательных технологий УДИДА связаны с нашим сосновским полигоном. По проекту этот полигон – очень прогрессивный и современный. В частности, скоростная кольцевая дорога делает его одним из самых лучших в мире. Завершение этого проекта, достройка оставшихся объектов позволит УДИДА интенсивнее разрабатывать и применять современные методики испытаний, модернизировать и улучшать имеющиеся, а самое главное, позволит повысить качество и сократить сроки разработки моделей.
Станислав Березий. Пресс-центр ОАО "АВТОВАЗ"
01.12.2008 09:25:30