поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Владимир Яркин: Кредит доверия к новому руководству АВТОВАЗа исчерпан

О перспективах АВТОВАЗа корреспондент "ТО" побеседовал с президентом холдинга "АвтоТрейд" Владимиром Яркиным.

Корр.: Владимир Валерьевич, на протяжении последнего времени идет поиск человека, который бы возглавил АВТОВАЗ. Результата пока нет. Как вы думаете, в чем причина?
Яркин: Действительно у Рособоронэкспорта наблюдается недостаток менеджерского ресурса. Вроде бы и цели правильные были поставлены, и финансовые ресурсы есть. Но реализовывать цели некому. По сути, к руководству заводом приступила команда, состоящая из менеджеров среднего звена. У многих из которых опыта работы в крупном промышленном бизнесе нет.

Корр.: Зато эти менеджеры довольно пафосно входили на завод. Это касается не только оптимистичных заявлений, которые оказались не реализованными. Это касается появления на улицах джипов с мигалками…
Яркин: Здесь надо понимать следующее: пришедшие сюда менеджеры в Москве являлись рядовыми чиновниками. В их среде машина со спецсигналами и спецномерами — это чуть ли не верх карьеры. И когда такой чиновник начинает понимать, что стал хозяином жизни в отдельно взятом городе, это развращает. Становятся доступными чартерные рейсы, ГАИ в сопровождение, блокировка движения на улицах. Чувство хозяина — это, может быть, не плохо. Но при этом надо что-то делать для города, для его жителей. А этого как раз и не наблюдается. Характерный пример — празднование 40-летия АВТОВАЗа.

Корр.: Так празднования как такового не было.
Яркин: Не было в Тольятти. Хотя велась работа по организации празднования. Но ее постоянно перекладывали то на одних, то на других. Учитывая то, что ВАЗа был создан в сотрудничестве с концерном "Фиат", я предлагал устроить за собственные средства концерт с приглашением звезд итальянской и российской эстрады. Посредством музыки проследить историю автогиганта, которую прошли четыре поколения. И получил даже принципиальное согласие со стороны управделами Олега Баранника, но дальше разговоров с его стороны дело не пошло. Была масса других предложений. Но на АВТОВАЗе даже не смогли определить ответственного за празднование 40-летия. В итоге праздника в Тольятти не было вовсе, и это было больно наблюдать. Зато в Москве состоялся торжественный прием, на котором присутствовали лишь руководители. А ведь это дань уважения к коллективу. История с 40-летием — показатель того, как новые руководители не вписались в него, не поняли ментальность людей. Если помните, коллективу с подачи Евгения Юрьева пообещали совместить праздник с Днем машиностроителя. Обещание осталось пустым звуком. И так во всем. Более того, новая команда отдалились от коллектива. Смотрите, все последние советы директоров проводятся в Москве. Руководители не бывают на производствах. Не видят людей, не знают, чем они живут. Как можно говорить об эффективности управления? Когда исполняющий обязанности генерального директора Максим Нагайцев в последнее время появляется на предприятии только для того, чтобы написать заявление на продление отпуска. Дело дошло до того, что ввели новый термин: "исполняющий обязанности исполняющего обязанности".

Корр.: Тем не менее эффективность можно мерить финансовыми показателями. А по отчету за 9 месяцев у завода растут рентабельность и прибыль.
Яркин: Дело в том, что прибыль получается из разности доходов и расходов. Можно повышать прибыль, повышая доходность бизнеса, а можно, сокращая, иногда не совсем адекватно, расходы. На мой взгляд, прибыль образовалось за счет гиперспроса на автомобили, вследствие бурного роста авторынка весной-летом и того, что были урезаны расходы на капитальное строительство, на капитальный ремонт помещений и оборудования. Это тоже повышает рентабельность бизнеса. Поэтому на цифрах все может выглядеть оптимистично. Надо понимать, что это лишь подтверждает чиновничий подход, где главная цель — правильно отчитаться. Вместо того, чтобы смотреть на перспективы. А они таковы, что завод стагнирует. Новая команда не обратила должного внимания на производство. Отчасти это, может быть, и хорошо — дров не наломали. До последнего времени ключевые должности в производстве занимали прежние руководители. Не было ротации кадров, поэтому завод продолжает работать. И я думаю, может проработать еще лет пять, если ему не мешать. Хотя первые попытки уже начались — это создание торгового дома. Что опосредованно влияет на производство через поставки комплектующих. На мой взгляд, руководству АВТОВАЗа придется отложить внедрение этой идеи. Вряд ли большинство поставщиков согласятся перезаключить договора на условиях отсрочки платежа с компанией, активами которой являются офис и оргтехника. И все это в условиях кризиса продаж и усиления конкуренции на автомобильном рынке.

Корр.: Какие-то шаги для преодоления этого кризиса предпринимаются?
Яркин: В течение последнего года наиболее остро признаки безвластия на ВАЗе проявились как раз в области маркетинга и сбыта автомобилей. На сегодняшний день продолжает работать система, выстроенная еще Амелиным. Единственный положительный момент, который я могу вспомнить, — это появление "Кубка Калины". Как и все начинания новых менеджеров, проект сопровождался громкими заявлениями и последующим полнейшим безразличием со стороны руководства к проведению мероприятия и его освещению в СМИ. Я наблюдал это все воочию, потому что в "Кубке Калины" участвовала команда "АвтоТрейд Мотор Спорт". И кстати, победила во всех пяти этапах.

Корр.: Зато новые менеджеры активно занимаются перестройкой системы управления.
Яркин: Все перестройки касаются финансовых и социальных дирекций. Новые менеджеры активно вникают в спорт, заводской соцкультбыт, в КОП, в медицину. Они занимаются более простыми с точки зрения управления процессами.

Корр.: Владимир Валерьевич, вот вы говорите, что новая команда влезла в спорт. А что изменилось в этом направлении?
Яркин: Изначально вазовский спорт держался на личностях. Топ-менеджеры курировали тот или иной вид: Сахаров — хоккей, Степанов — гандбол, Лях — футбол. Не знаю, насколько это было эффективно для АВТОВАЗа, но спорт от этого точно выигрывал. Так получилось, что за прошедший год свои позиции на ВАЗе сохранил только Юрий Борисович Степанов. Поэтому и гандбольный клуб сохранил позиции на гандбольном Олимпе, став пятый раз подряд чемпионом страны и обладателем Кубка России. Другим видам спорта повезло меньше.
Мне как человеку, играющему в хоккей, наиболее обидно за спорт номер один в Тольятти. Начиналось все красиво, с заявлений о том, что бюджет хоккейного клуба не только сохранят, но и увеличат. Что начнется строительство Ледового дворца. Но к строительству так и не приступили. И поскольку год назад хоккейная "Лада" была признанным лидером (три раза подряд становилась призером чемпионата России), болельщики тешили себя надеждой, что из-за отсутствия достаточного количества мест во Дворце спорта спортивные функционеры не осмелятся вывести клуб из премьер-лиги. Сейчас эти надежды тают на глазах. Оптимизм внушали и разговоры об основании европейской лиги, где пока нет жесткого требования к ледовым аренам. Но и тут надежды рухнули. Прошел год, и "Лада", по версии газеты "Спорт-Экспресс", уже не попадает в число сорока лучших команд Европы. То есть хоккейной команде не светит евролига и грозит вылет из премьер-лиги.

Корр.: Но ведь вопрос строительства Ледового дворца как-то движется?
Яркин: Анализируя публикации насчет строительства дворца, я удивляюсь тому, что многие не понимают, о чем идет речь. Вот говорят, что прошел какой-то конкурс на строительство. На самом деле на тендере определялась организация, которая займется проектированием. До строительства дело дойдет еще не скоро. Да, есть подрядная организация по проектированию, есть финансирование этих работ из области. Но не более того. Финансирование строительства не заложено ни в бюджете области, ни в бюджете АВТОВАЗа. Спасти положение могут только решительные действия. Я предлагал свой вариант решения проблемы и Уткину и Юрьеву.

Корр.: Ситуация замерла так же, как и история со строительством картодромов? Вы собирались участвовать в этом проекте?
Яркин: Да, меня попросили помочь. И я включился в эту работу, но дело дошло до смешного. В двух словах, основная проблема, из-за которой строительство картодромов так и осталось пустым заявлением, кроется в том, что к организации строительства привлекли некомпетентного "столичного специалиста". В результате 60 миллионов рублей, выделенных из области, остались невостребованными.

Корр.: Так почему новой команде не удалось реализовать стратегическую программу, одной из главных пунктов которой было строительство нового завода?
Яркин: У топ-менеджеров Рособоронэкспорта на лоббирование проектов не хватает времени. Перед ними стоят и более важные задачи. Когда государство забирало управление заводом в свои руки, была обозначена принципиально верная стратегия. Но ее реализацией никто не занимался на практике. Владимир Артяков, возможно, хороший менеджер. И после его назначения генеральным директором управляющей компании появилась надежда на перемены. Но вся проблема в том, что, находясь на двух постах, он не сможет уделять должного внимания процессам, происходящими на АВТОВАЗе. А на предприятие, как я уже говорил, осели, по сути, чиновники. Все это и привело к тому, что нынешняя команда менеджеров свой лимит доверия исчерпала. Всегда дается какое-то время на становление. В любом случае первые три месяца — это ознакомление с сутью, со структурами, с целями и задачами. Следующие три месяца идет выработка стратегии и написание программ по ее воплощению. А затем реализация. Мы видели все, кроме последнего. Поэтому и пришлось менять стратегию. Отсюда и заявления о сборке на АВТОВАЗе иномарок, например автомобиля "Рено-Логан".

Корр.: А насколько серьезные эти заявления?
Яркин: Хотелось бы, чтобы эти заявления также осталось программными, а не внедренными на практике. Потому что сборка иномарок планируется на площадях "Лада-Калины". Я не думаю, что это как-то сильно повлияет на рентабельность АВТОВАЗа. Зато это очень сильно может повлиять на число рабочих мест. Локализация "Калины" довольно высокая. А сборка "Логана", особенно на первом этапе, будет носить отверточный характер. Для отверточной сборки та технология, которая существует на АВТОВАЗе, абсолютно не нужна. Как и не нужны отдельные поставщики комплектующих, производства которых расположены в Тольятти.
Причем надо учитывать, что продавать автомобили "Рено" будут через свою дилерскую сеть. Это абсолютно точно. Даже у СП "ДжиЭм — АВТОВАЗ" своя дилерская сеть. Ни один производитель не будет ставить автомобиль своего бренда в салон с другими автомобилями. Поставив на производство автомобиль "Рено-Логан" за счет "Калины", возможно, будет произведено резкое сокращение рабочих мест. Вдобавок "Калина" и "Логан" — это прямые конкуренты, и увеличение производства последнего неизбежно подорвет и без того невысокий спрос на "Лады". Поэтому остается надеяться, что этот проект останется на словах.
Хотя отчасти хорошо, что АВТОВАЗ столкнулся с кризисом продаж. Из собственного опыта могу сказать, что компания АвтоТрейд росла только в условиях кризиса. В это время проверяются на прочность управленческие способности топ-менеджеров.
Ситуация на ВАЗе действительно критическая, но не безнадежная. Надеюсь, Рособоронэкспорт более тщательно подойдет к вопросу подбора команды менеджеров. Уверен, кадровый потенциал есть и на самом АВТОВАЗе. Это иллюзия, что придет какая-то новая команда и в одночасье все поменяет.

Алексей Миронов, "ТО"

www.avtosreda.ru
01.12.2008 09:26:01
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!