поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Дорожная этика

Несмотря на то, что в процессе езды водители лишены возможности вступать в непосредственные контакты, тем не менее очевидно, что при движении они общаются друг с другом. Спектр атмосферы этого общения весьма широк, от предупредительности до агрессии. От него во многом зависит душевное равновесие участников движения, которое нередко может оказаться первопричиной дорожно-транспортных происшествий.
Те из читателей, которым удалось побывать в странах с развитой автомобилизацией и там довелось водить автомобиль, конечно обратили внимание на отношения между водителями. Их атмосфера как правило, корректная и дружественная. Водители по мере возможности помогают друг другу, нередко поступаясь собственным приоритетом. Например, если вы выезжаете из ворот на улицу, по которой сплошным потоком движутся автомобили - тут же кто-либо из водителей заранее начнет притормаживать и перед вашим проездом остановит весь правый ряд, позволив вам без помех встроиться в поток. На узких дорогах пересеченной местности водители большегрузных грузовиков, заметив позади себя более динамичные автомобили, если позволяет дорожная обстановка, прижимаются к правой обочине, включают сигнал правого поворота и предлагают движущимся сзади идти на обгон. Если же ситуация меняется, выключают поворотник и перестают сторониться, тем самым предупреждая об опасности. Такое отношение между водителями считается нормой. Оно сложилось за многие годы цивилизованного использования автомобиля. Я не помню случая, чтобы кто-то из участников движения превращал езду по городу в автомобильные гонки, настойчиво требуя, чтобы ему уступили дорогу, хотя, по-видимому, и там многие куда-то торопятся. Лишь однажды пришлось быть свидетелем неординарной уличной езды.
Сдавая в прокатной конторе автомобиль, мы поняли, что явно опаздываем на поезд, билеты на который были приобретены заранее. Тогда один из моих спутников попросил владельца конторы помочь нам добраться до вокзала. Путь до него был не близкий, а до отхода поезда оставалось не более десяти минут. Хозяин немедленно бросил дела и сел за руль того же автомобиля. Я не заметил в его поведении признаков спешки или нервозности. Подъезжая к перекрестку, на котором нашему продвижению мешали автомобили пользующиеся приоритетом, он моргал фарами, поперечный поток останавливался и мы беспрепятственно ехали дальше. На какой-то улице с многорядным движением нам нужно было повернуть налево. Дождавшись зеленого сигнала светофора, он вновь посигналил светом и многорядный поток встречных автомобилей до тех пор не двинулся с места, пока мы не уехали с перекрестка. Мало того. Подъехав к вокзалу мы обнаружили, что в зоне начала подземного перехода на перрон остановка запрещена. Тут же прогуливался полицейский. Наш новый водитель без колебаний проехал как можно ближе к проходу и мы дружно высыпались из машины. Торопясь за товарищами, я на ходу пару раз оглянулся.
Полицейский по-прежнему не обращал внимания на явное нарушение правил дорожного движения, а любезный хозяин прокатной конторы не спеша развернулся и отправился восвояси.
Очевидно не следует заниматься детальным анализом причин возникновения нашего морального климата на дорогах. Не следует также думать, что авторами неприязненной дорожной атмосферы у нас являются только злые или нахальные люди. По моему мнению ее чаще создают педантичные или безмятежные водители. Первые считают невозможным поступиться своим преимуществом, вторые без всякого злого умысла заботятся только о собственном благополучии. Люди такого склада обычно не понимают, что если ты при незначительном преимуществе поставишь в сложную ситуацию другого участника движения, его действия из-за растерянности или по другим причинам могут оказаться непредсказуемыми. В результате может быть создана аварийная обстановка и при неудачном ее разрешении не исключено, что в числе пострадавших окажется и формально правый соавтор опасной ситуации. Неужели от чувства собственной правоты у разбитой машины ему будет лучше?
Для примера рассмотрим штатную ситуацию, которая сплошь и рядом возникает в условиях городского движения. Час пик. На улице плотный поток транспорта, остановки переполнены людьми. В правом ряду за троллейбусом на небольшой дистанции движется легковая машина. Подъехав к остановке, троллейбус активно тормозит, почти не принимая вправо. Водитель следующего за ним легкового автомобиля, который по каким-то причинам не предусмотрел такой ситуации, да к тому же не сразу прореагировал на нее, вынужден интенсивно тормозить и останавливаться, поскольку в левом ряду автомобили следуют друг за другом без разрывов. На сухой летней дороге он избежит столкновения с троллейбусом. Совершенно другие условия и последствия могут быть на зимней дороге. Небольшая дистанция между автомобилем и троллейбусом, потеря нескольких десятых долей секунды от неожиданности, слишком резкое торможение с блокировкой колес приведут к тому, что неосторожный водитель легкового автомобиля быстро поймет тщетность своих усилий торможением избежать столкновения с троллейбусом. В поисках выхода он не подумает свернуть направо: там бордюр, столбы, люди и наверняка постарается уйти влево, второпях не обращая внимания на отсутствие разрывов в левом потоке. Нет слов, в создании аварийной ситуации виноват только он, но согласитесь, деваться ему некуда и столкновение с автомобилями второго ряда будет неизбежным, если водитель-формалист, следующий в этом ряду, заблаговременно не откажется от законного права следовать в выбранном направлении не уступая дороги.
Существует множество ситуаций, когда взаимная вежливость не только создает у водителей хорошее настроение, но и повышает безопасность движения. Не знаю, как вам, но мне приятно, когда на узкой дороге встречная машина прижимается и останавливается на краю проезжей части, хотя бы в этом и нет особой необходимости. Просто грех не поблагодарить ее водителя. В густом транспортном потоке не возникает чувства беспокойства, если при необходимости перестроения не только левый, но и правый сосед по ряду снижает скорость, предоставив вам возможность сместиться в созданный им разрыв. На перекрестках загородных дорог испытываешь чувство уважения к водителю, который заранее, когда автомобили еще движутся с большой скоростью, включает сигнал поворота. Сделать же это не трудно, а для следующих за ним или для водителей, ожидающих на пересечении дорог момента для разворота и поворота налево, обстановка проясняется и они получают дополнительные возможности для безопасных маневров.

С.С.Шопп
Август 1994г.
01.12.2008 09:24:42
Последние статьи
  01.04.2024 Готовите машину к весне – припасите ₽27 тысяч
  01.03.2024 В феврале в РФ подешевели машины 8 марок
  05.02.2024 Как законно отвоевать парковочное место возле дома
  31.01.2024 АвтоВАЗ вернул всем Ладам стандарт Евро-5
  01.12.2023 В декабре в справочниках ОСАГО запчасти подорожают на 9,8%
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!