Системы активной безопасности вряд ли гарантируют 100-процентную защиту от ДТП, но многим водителям, пассажирам и пешеходам они реально сохраняют жизнь и здоровье. Антиблокировочную систему (ABS) сегодня ставят на все автомобили, в т. ч. бюджетники.
Но если у богатых комплектаций тихая ABS, то на бюджетниках она пугающе рычит. Почему? Напомним, ABS, входящая в тормозную систему, должна не препятствовать блокировке колес во время экстренного торможения. В нее входит гидроагрегат, датчики скорости вращения колес, гидроаккумулятор, который легко найти по ссылке
/bt/klimaticheskaya-tekh/akkumuliruichie_baki/, ведь без гидроаккумулятора система не может работать. Есть еще электрогидронасос обратного хода и управляющие электрогидравлические клапаны. Последние как раз и грохочут при сбрасывании давления в тормозах.
В богатых комплектациях, на дорогих автомобилях устанавливаются 6-поршневые обратные гидронасосы, снимающими шум от резкого торможения. Дело в том, что 6-поршневой насос гораздо шустрее сбрасывает давление в тормозах, и это исключает неприятные побочные эффекты.
Увы, бюджетники по-прежнему оснащаются 2-поршневыми насосами. На уровень безопасности количество поршней в гидронасосе практически не влияет, хотя испуг неопытного водителя из-за странных звуков, неприятные ощущения от вибрации тормозной педали теоретически могут отрицательно повлиять на дорожную ситуацию. Но это вряд ли. К нежелательным звукам и вибрации, в конце концов, привыкаешь, как к неизбежному злу.
Куда важнее то, что система ABS с любым гидронасосом на гравийном, песчаном, снежном покрытии способна сделать тормозной путь длиннее (на гололеде и мокром асфальте он сокращается гарантированно). Главное, что машина не теряет управляемость. Просто водитель должен учитывать ситуацию. ГИБДД советует на грунтованных, гравийных, плохо укатанных дорогах и в сильные снегопады соблюдать особую осторожность, по возможности, не доводить езду до экстренного торможения.
Любопытно, что ABS придумали еще до Второй мировой войны. Изначально ее использовали в целях повышения безопасности посадки самолетов на аэродромах. Пока в 1936 г. компания Бош, по сей день остающаяся ведущим производителем ABS, не запатентовала механизм, который предотвращает блокировку колес ТС.
Но лишь с развитием электроники в 60-70 годах минувшего века система ABS была запущена в серийное производство. Кстати, тогда она была дорогой игрушкой, предназначенной исключительно для ТС премиум-класса, и повышала цену автомобиля в среднем на 10%. При этом система работала за счет блока электронного управления, роль которого сегодня выполняет бортовой компьютер вместе с другими функциями.